“Пеледыш пайрем” (“Праздник цветов”)

Мир марийских традиций и обычаев удивителен и многогранен. Как начало года каждый мариец отмечает праздником «Шорыкйол», так и весь год традиционные праздники и национальные обряды следуют за ним. Среди таких праздников как религиозные обряды – «Кугече», «Семык», так и более светские народные гуляния – «Маска пайрем» (Медвежий праздник), «Угинде пайрем» (Праздник нового хлеба), «Удыр сий» (Девичий пир), но и последние неразрывно связаны с традиционными обрядами, обрядами «о йоро», с определёнными правилами проведения, которые необходимо соблюдать.

Один из самых любимых праздников марийского народа – «Марий кас», который проводится без привязки ко времени года и проводится очень живо, ярко и разнообразно.

В районном Дворце культуры состоялся праздник марий кас, тематикой которого стали цветы во всех их вариациях – состоялся своеобразный «Пеледыш пайрем». Конечно же, мероприятие прошло в онлайн-формате, без присутствия в зале зрителей.

По сценарию, хозяева марийской избы (сцена была обставлена как интерьер современного марийского дома), участники Народного театра «У илыш» – Нина Ахмадеева, Василий Кутлуметов и Марина Минилбаева, готовятся к приходу гостей – своих родных, соседей, друзей (к слову, марийские праздники так и проходят – весело, многолюдно, ярко, при участии всех знакомых). Говорят, чем «шумнее», громче праздник, тем лучше, ведь тогда злые духи не захотят наведаться в дом. Гостей играли удивительные, талантливые артисты и работники Мишкинского районного Дворца культуры и его филиалов – сельских клубов и Домов культуры Мишкинского района.

Гости праздника приходили к хозяевам дома с разнообразными гостинцами – марийскими традиционными угощениями. Так и в жизни – приходя в гости, мариец обязательно приносит к столу костенеч (гостинец), это могут быть мелна (блины), эгерче (лепёшки), когыльо (пироги с различными начинками), команмелна (слоёные блины с пшеном), перемеч (шаньга), сокта (традиционная колбаса) и многое другое. Вот уж и стол полон вкуснейших и необычайных яств, что глаза разбегаются.

Но перед тем, как сесть за стол, начать беседу и трапезу, гости обязательно «дарят» хозяевам песню – урем муро (уличная песня), устел муро (застольная песня), озам палымде муро (песня для хозяев дома). Но когда начались песни и пляски, тут уж гостей невозможно остановить – песня перетекает в тывырдык, который затем «завязывается» в «Кандра» («Верёвочку») – традиционный танец восточных мари, без которого не обходится ни один праздник.

На протяжении всего празднества не обходится без цветов (пелыдыш) – гости дарят цветы хозяевам в знак благодарности, также цветами благодарят хозяева гостей, звучат песни о цветах, а также загадки (тушто-влак) и пословицы, народные сказания (калык мут).

И, конечно же, какой праздник без шуток и анекдотов (мыскара), на любом марийском празднике найдётся весельчак, который своими шутками о жизни марийцев, поднимет настроение, развеселит и продлит жизнь – смехом, конечно же.

А гости всё пребывают и пребывают, ведь мы помним, что чем веселее и громче марийский праздник, чем дольше и ярче он проходит, тем лучше. Дальше хозяева решают сыграть с уже многочисленными гостями в традиционную марийскую игру – «Йондал» («Лапти»). Гости становятся в круг, «хозяин» лаптей водит ими по кругу, а все перепрыгивают, чьи ноги лапти заденут, тот должен выполнить задание, которое придумают ему гости – спеть, станцевать, обнять всех гостей и так далее. И уж тут начинается веселье – каждый показывает свои таланты, свои яркие стороны характера, свои интересы.

Народные песни под тальянку, баян подхватывают все, ведь не существует такого марийца, который бы не знал песни своего народа. Если танец, то ноги гостей сами пускаются в пляс – и сольный или дуэтный танец вдруг снова превращается в массовый «Тывырдык».

А гости всё пребывают и пребывают, входят уже без стука, но с такими же добрыми намерениями, с хорошим настроением, с гостинцами и обязательно с песнями. Ведь марийский дом открыт для всех гостей – примет, развеселит, угостит, и, если необходимо, поможет.

Баян звучит всё громче, всё ярче слышны звуки тальянки и её колокольчиков, всё стройнее стук барабана (тумбур). Ни один марийский праздник не обходится без музыкантов – именно они «ведут» праздник, именно они задают его ритм и тон – подыгрывают поющим, помогают танцующим, наигравают самостоятельные мотивы, делают игры живее и интереснее.

Хозяева решают провести национальную игру «Вич пар» («Пять пар»). И снова игра выливается в песни, в танцы, без которых невозможно представить марийский народ!

А какое разноцветие красок в национальных костюмах – и современные платья и рубахи, и традиционные лаконичные шовыр (накидки) и тывыр (платья, рубахи), лапти, да калоши, необычайные головные уборы, украшения со смыслом. Всё это – марийская одежда – ещё один отдельный, яркий мир жизни восточных мари («Эрвел мари»).

Праздник словно идёт волнами – то затихает а-капельной песней, то «взрывается» стройными притопами танца и одобрительными возгласами, то переходит в спокойную беседу с соседом, то вновь засияет бликами безудержной мелодии тальянки. А если мариец запел, то песня его переливается словно соловьиная трель, а если затанцевал, то с ним словно танцует всё вокруг – весь его мир, наполненный удивительными красками.

Вот такой он – марийский праздник (пеледыш марий кас) – такой разный, такой яркий, такой удивительный и незабываемый.

фото-8
фото-13
фото-25
фото-42
фото-44
фото-47
фото-63
фото-102
фото-105
фото-111
фото-141
фото-154
фото-178