Народный танец – дело всей жизни.

Наше маленькое и уютное село Мишкино, неповторимый, дивный Мишкинский район – край, богатый легендами, народным творчеством, славящийся своим гостеприимством и первозданной природой – взрастил уникальных, талантливых, ярких, многогранных людей – деятелей науки, искусства, литературы, творчества, успешных управленцев, бизнесменов, спортсменов, работников многих отраслей.

Особенно богат наш район на творческие таланты, с этим невозможно поспорить. Сегодня речь пойдёт об одной из таких ярких и многогранных творческих личностей…

Дядя Яша, Яныбай Янгубаевич, Яша павай, Яков Янгубаевич – имя, знакомое многим поколениям, не только участникам народного танцевального творчества, но и любителям, почитателям этой сферы искусств, в общем-то каждому жителю района… Да что только жителю – слава Якова Янгубаевича и навсегда связанного с ним Народного ансамбля танца «Эрвел» распространилась далеко за пределы нашего района, нашей родной республики.

О человеке, посвятившем танцевальному искусству всю свою жизнь, и пойдёт наш рассказ…

Яныбай Янгубаевич Янгубаев родился в 1948 году в деревне Каргино Мишкинского района в семье тружеников колхоза: отец Янгубай работал заведующим склада, кассиром в колхозе, был участником Великой Отечественной войны, был в плену, откуда сбегал три раза, потерпел на себе все тяготы войны и плена, а мать Ямиля – труженица тыла, которая всю жизнь отдала работе в колхозе. Судьбы его родителей сплелись после войны, и Яныбай стал первым ребёнком в семье, затем родились его братья и сёстры: Константин, Николай, Нина, Матвей и Мария. Как старший ребёнок, он с детства стал опорой и помощником для своих родителей – приглядывал за младшими, помогал по хозяйству, нередко сам готовил и кормил братьев и сестёр, ведь родители были погружены в колхозную работу.

Яков Янгубаевич вспоминает такую историю: «Братишка Матвей был ещё грудным ребёнком, мать и отец каждое утро, в четыре утра, уходили работать, будили меня и давали наказ, какую работу нужно сделать по хозяйству. Но самое главное задание – ближе к обеду нужно отыскать мать и принести младшего, на тот момент, Матвея, чтобы покормить». Так, Яныбай, сам ещё ребёнок, бегал по полям да оврагам, искал мать, а пока она кормила младшего, сам брался за работу… «А мать снова даёт задания, – дальше вспоминает Яков Янгубаевич, – нужно просеять муку, чтобы вечером испечь хлеб. Но тут у меня в голове зарождается мысль: а почему я сам не могу хлеб испечь?! Затопил печь, сделал тесто, поставил в печь 8 буханок и испёк».

Вот так, в труде и помощи родителям, прошло детство Якова Янгубаевича. Как и остальные дети, ходил в школу, играл с ребятнёй на улице, окончил 8 классов. И решил с одноклассниками поступать после восьмилетней школы в Благовещенское педагогическое училище: на вступительных экзаменах успешно сдал русский язык и математику, но получил «три» по пению. И решил вдруг 15-летний парнишка, что учиться ему не дано, возвратился в деревню и приступил своей активной и молодой энергией к работе в колхозе.

Но всё решил случай и случайный человек (а таких неожиданных, казалось бы, случаев и хороших людей будет ещё в жизни Якова Янгубаевича очень много…): местный партийный организатор оторвал молодого 15-летнего парнишку от работы, велел переодеться и вручил ключи от Каргинского клуба: «Будешь завклубом, и это не обсуждается». Так, жизнь сама преподнесла Якову Янгубаевичу подарок – «забросила» его в культуру, но тогда молодой парнишка и не знал, что культура, творчество, станет делом всей его жизни…

Молодой, неопытный парнишка взялся за работу со всей присущей юному возрасту энергией, организовывал праздники для сельчан, вёл просветительскую работу… в общем, чего только не делал, ведь деревенский клуб в те годы был важнейшим местом – единственным досугом для советских граждан села…

Спустя некоторое время Якова Янгубаевича и таких же молодых заведующих сельскими клубами вызвала к себе начальник отдела культуры Мария Николаевна Изергина и направила всех получать образование в Стерлитамакское культпросвет училище. Особенно поражает тот факт, что по прошествии стольких лет Яков Янгубаевич помнит имена всех своих товарищей по училищу, преподавателей, товарищей, с кем отправился на учёбу, в деталях рассказывает о годах учёбы на хореографическом отделении.

Успевал и учиться, и танцевать в Стерлитамакской оперетте (первой в Башкирии), и успешно заниматься спортом: стал городским чемпионом по биатлону, защитил звание кандидата в мастера спорта по лыжным гонкам.

Однажды на репетиции оперетты, в которой танцевал второкурсник Яков Янгубаев, приехал Файзи Адгамович Гаскаров, руководитель Государственного ансамбля танца, он выделил трёх студентов, подошёл к ним и сказал: «Усердно занимайтесь, а как закончите училище, я вас заберу артистами в Государственный ансамбль!» Среди трёх этих студентов был и Яков.

Но вновь вмешался случай: недолго осталось до конца учёбы, как Якова Янгубаевича забирают отслужить срочную службу в Карелии, в войсках правительственной связи Комитета государственной безопасности СССР, где в течение службы занял он ответственную должность – заведующего секретного делопроизводства. Но и на службе не обошлось без любимого дела: узнали командиры, что Яков – танцор, и поручили ему организовать концерт художественной самодеятельности ко Дню части, где он и сам порадовал командующий состав и товарищей марийским сольным танцем и молдавским танцем в дуэте с сослуживцем, чем заработал себе путёвку в Москву в ансамбль КГБ. Но служба уже закончилась, пришло время возвращаться к учёбе, а точнее – к прохождению практики в Ишимбайском районе, а затем и в родном Мишкинском.

Так, недолгие годы разлуки с родным краем прошли незаметно… Здесь молодого специалиста захватил круговорот событий и творчества: в 1969 году Яков Янгубаевич Янгубаев назначается руководителем ансамбля народного танца. Тогда ансамбль только набирал популярность, начинал участвовать в различных конкурсах, «переехал» из Верхнесорокино (где именовался «Ирсаевские доярки») в Мишкино, а молодой 20-летний Яков со всей присущей ему ответственностью, энергией и активным задором взялся за ансамбль… Репетиции, выступления, конкурсы, гастроли – всё получалось у молодого специалиста, словно бы для этого и был он рождён.

И вы только представьте: тогда подобный ансамбль должен был представлять на сцене постановки из 12 пар, то есть в ансамбле на обязательной основе должны были выступать не менее 25 артистов (такие требования «сверху»)! Но и эта задача была под силу – желающих выступать было хоть отбавляй, руководитель даже устраивал своеобразный кастинг, отбор, ведь в ансамбле должны были танцевать лучшие из лучших. И такими лучшими были учителя, работники колхоза, почтальонки, медицинские работники, трактористы (наверное, представители всех профессий засветились в ансамбле народного танца). Нередко танцевали в ансамбле семейные пары (Айгишевы, Алтынбаевы, Баюршины, Ипуляевы и другие), но ещё чаще семейные пары образовывались прямо в ансамбле (Апсаликовы, Шамыковы, Ибагишевы и многие другие). Одной из таких пар стала и чета Янгубаевых Якова и Ольги, которые сыграли настоящую марийскую свадьбу в 1970 году, на свадьбе той звучали волынка и барабан, а танцевали все участники ансамбля.

Возвращаясь к ансамблю: начинали работать в старом здании Дома культуры, которое располагалось на месте современного здания Башэлектросбыта или позади Марийского историко-культурного центра. «Здание было небольшое, зрительный зал на 150 человек, репетировали прямо на сцене; если постановка была на все 12 пар, на сцену не помещались, сдвигали кресла и танцевали прямо в зале» – вспоминает Яков Янгубаевич.

У ансамбля до 1969 года была в репертуаре постановка старинного марийского танца в постановке А. Чеботкина и знаменитая марийская свадьба (фольклор), а с приходом Якова Янгубаевича репертуар ансамбля начал обогащаться: он поставил марийский танец «Молодёжный», русский, молдавский, румынский, татарский, башкирский танцы…

В 1970 году в Уфе проходил республиканский смотр, где ансамбль народного танца, другие коллективы и солисты района представляли свою концертную программу на 1 час 20 минут, а председателем жюри того смотра был Файзи Гаскаров. Он отметил именно ансамбль танца и старинные марийские постановки, дав наказ танцевать именно марийские. Так, с этого момента у ансамбля появилось своё лицо, свой неповторимый стиль, где упор был сделан на народные танцы родного марийского края, и название «Эрвел» без которого ансамбль теперь немыслим…

Застал Яков Янгубаевич и важнейшую веху в культуре района – он помнит, как строилось и открывалось новое здание Дома культуры, более того, в те годы, как новый Дом культуры был открыт, он был исполняющим обязанности директора Дома культуры после ушедшего на пенсию Якова Байдимировича Байдимирова. Все ремонтные работы, все «доделки», нынешний облик интерьера Дворца культуры, первый зеркальный танцевальный зал – это, в том числе, и заслуга Якова Янгубаевича. Три с половиной года он совмещал творческую работу в ансамбле и управленческую, будучи директором Дома культуры.

Конечно же, больше его привлекало танцевальное творчество, уже не было сомнений, что это – дело всей его жизни. Когда говорит Яков Янгубаевич об «Эрвеле», он словно начинает светиться, всей душой до сих пор болеет за родной ансамбль, до сих пор в подробностях помнит историю ансамбля, помнит каждого танцора, помнит все постановки… Все постановки ансамбля любит, как родных детей, но признаётся, что самая любимая и запоминающаяся – это «Вечером у околицы» в постановке Файзи Адгамовича Гаскарова. Однажды он приехал в Мишкино на пару дней, чтобы присутствовать на репетициях ансамбля, и предложил поставить танец. В совместном творчестве (каждый танцор демонстрировал локальные движения своей деревни, а Файзи Гаскаров домысливал и интерпретировал их), за несколько часов и родился легендарный танец, который есть и в репертуаре Государственного ансамбля танца имени Файзи Гаскарова.

Именно танец «Вечером у околицы» и был показан на Всесоюзном смотре в городе Куйбышев и именно тогда родилась фраза, которая ушла в народ: Яков Янгубаевич вспоминает, как знаменитый и уважаемый постановщик, балетмейстер Ф. А. Гаскаров сказал: «Разбуди марийца ночью, он станцует свой марийский танец».

Как танец оставил след на всю жизнь в душе Якова Янгубаевича Янгубаева, так и он оставил добрые воспоминания в сердцах тысяч своих учеников. Многие из них, кто уехал из родного района, поддерживают связь, а кто пригодился в родных краях, встречая своего наставника, сразу же выпрямляют спины, вспоминая занятия с дядей Яшей, обнимают, разговаривают, никогда не проходят мимо. Но о человеческих качествах, трудолюбии, профессионализме и безудержной любви к народному танцу, а также качествах умелого наставника, красноречивее всего говорят ученики, которые связали свою жизнь с танцевальным искусством. Сумел же в десятках парней и девушек Яков Янгубаевич зажечь искру и любовь к делу всей жизни!

Трудно поверить, что этому молодому, бодрому, всегда улыбчивому юноше – дяде Яше – в ноябре исполнилось 76 лет (как это частенько бывало в прошлом столетии, рождался ребёнок, а официально регистрировали его через недели, а то и месяцы), так и у Якова Янгубаевича два день рождения – 22 ноября и 5 января – вдвое больше поводов для праздника и встречи со своей семьёй! Пройти такой яркий творческий путь можно только тогда, когда за твоей спиной надёжный тыл, крепкая, дружная семья, которая и вдохновляет на свершения…

Дядя Яша признаётся, что семейные торжества не обходятся без танцев: абсолютно вся семья связана с «Эрвелом», поэтому и любовь к марийскому танцу – дело семейное. Танцевали и нашли друг друга в ансамбле Яков Янгубаевич с супругой Ольгой, затем дочери Юлия и Алёна (Алёна также встретила свою судьбу в ансамбле – танцевала вместе с будущим супругом Алексеем) и все внуки Якова Янгубаевича тоже связаны с ансамблем – совсем недавно солировали на сцене Анастасия и Екатерина, а сейчас радуют поклонников народного танца Михаил и Надежда.

Кроме совместного времяпрепровождения, где нередко можно увидеть марийский танец, есть у Якова Янгубаевича и другие увлечения и занятия: вместе с супругой они неустанно до сих пор ведут хозяйство – смотрят корову, гусей, кур, сами заготавливают сено, любит Яков Янгубаевич иногда и на кухне что-нибудь приготовить, но главная хозяйка на кухне всё же супруга, чьи блюда он очень любит. Но самое главное – ни минуты не сидит Яков Янгубаевич на месте: когда-то увлекался охотой, словно настоящий марийский богатырь, а увлечение лыжами не забросил до сих пор – почти ежедневно в зимнее время совершает лажные прогулки возле дома.

Яков Янгубаевич охотно делится секретами своей душевной молодости: «Главное никогда не сидеть на месте, не лениться и смотреть на все события с любопытством, интересом и оптимизмом».

Народный ансамбль танца «Эрвел», слава которого велика и неизмерима во времени и пространстве, стал таким именно благодаря Яныбаю Янгубаевичу Янгубаеву. О мастерстве и полной отдаче творчеству говорят не только всевозможные многочисленные награды, среди которых и самые высокие звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1996) и «Заслуженный работник культуры БАССР» (1976), но главное – народная любовь.

Настоящий мастер своего дела, грамотный наставник – это всё о нём. Сотни, тысячи учеников любят дядю Яшу, для многих из них юность и молодость связана именно с ансамблем… Встретить наставника, подобного Яныбаю Янгубаевичу Янгубаеву на своём пути – большое счастье. Хочется пожелать Якову Янгубаевичу крепкого здоровья, активного долголетия и навсегда сохранить эту неподдельную радость жизни, открытость миру и добродушие. Всего вам хорошего, уважаемый Яков Янгубаевич!

солисты Я. Янгубаев, В. Кадиева исполняют номер для тружеников колхоза